25.12.2015  Твердотельные реле

Аббревиатура SSR (Solid State Relay) – это общепринятое обозначение твердотельного реле (в русской транскрипции ТТР). Ближайшим «родственником» этого устройства является герконовое реле. В ассортименте электротехнических товаров твердотельные реле SSR появились в 70-х годах вместе с началом массового производства полупроводниковой продукции.

Бесконтактная коммутация электрических цепей

твердотельные реле SSRРеле являются основным способом управления работой цепей и потребителей тока. Они обеспечивают безопасную коммутацию силовых цепей при помощи малых токов. Слабым местом практически всех видов реле являются подвижные контакты. Они не предрасположены к частым циклам включения/отключения, поскольку это приводит к быстрому износу узла контактов. Поэтому при коммутации силовых цепей устройства используются крайне редко. Решением проблемы стали твердотельные реле SSR, имеющие такие особенности:

  • отсутствие подвижных контактов – эту роль играют полупроводниковые элементы (транзисторы, тиристоры, симисторы);
  • практически неограниченная частота и количество циклов срабатывания;
  • бесшумная работа и полное отсутствие электромагнитных помех;
  • мгновенное срабатывание, если иное не предусмотрено настройками.

Такие устройства относят к электроаппаратам типа «установил и забыл». Они не нуждаются в текущем обслуживании и при соблюдении правил эксплуатации могут служить в течение очень долгого времени. Реле бывают одно- и трехфазные, в том числе реверсивные. Первые рассчитаны на токи в диапазонах 10-120 и 100-500 A. Номинальный ток для трехфазных устройств – 10-120 A. Недостатком твердотельных реле, как и других полупроводниковых устройств, является склонность к нагреву.

Особенности эксплуатации ТТР

Коммутация силовых цепей в зависимости от потребителей тока часто приводит к возникновению мощных индуктивных нагрузок. Например, электродвигателям необходим большой пусковой ток, который в разы превосходит номинальное значение. Желающим купить твердотельное реле следует знать об их главной особенности – они не имеют интегрированной защиты от повышенных индуктивных нагрузок и перегрева. Поэтому номинальная мощность реле должна в 4-8 раз превышать соответствующий параметр электромотора или другого потребителя, которому нужен большой пусковой ток. Для дополнительной защиты ТТР от перегрева, замыканий и других экстремальных токовых нагрузок необходимо использовать радиаторы охлаждения и специальные предохранители.