Если бы Дарвин жил в наши дни, своё «Происхождение видов» он бы обязательно дополнил «Коммерческой эволюцией компаний путём конкурентного отбора». Конкуренция естественна. Изучение конкурентов — жизненная необходимость.
Зная конкурентов, проще открывать и затем продвигать свой интернет-магазин.
Регулярно изучая конкурентов, вы видите динамику их развития и можете лучше представлять, что они сделают в будущем.
Зная недостатки конкурентов, вы не допустите подобные или устраните уже допущенные у себя.
С конкурентом можно устроить гонку. И ему совсем не обязательно знать о своём участии!
Кого выбрать для упражнений в успешности? Тех, кто в меру сильнее вас, кто продаёт подобные товары в том же регионе. Ищите конкурентов там, где вы отображаетесь рядом — в ТОПе поисковика, в блоках контекстной рекламы, в каталоге «Яндекс.Маркета», в местных справочниках и каталогах (для региональных интернет-магазинов).
Объекты конкурентного анализа
Юзабилити. Оцените скорость и удобство работы с интернет-магазином конкурента. Как работают форма связи и «Корзина», насколько сложна процедура оформления заказа, хорошо ли ищет поиск по сайту? В идеале — пустить в интернет-магазин женщину 50−60 лет, не слишком разбирающуюся в компьютерах. Если она сможет оформить покупку у конкурента, но не справится с этой же задачей на вашем сайте, — это повод серьёзно заняться повышением юзабилити.
Присутствие в социальных сетях. Следуйте за конкурентами в «Твиттере», подписывайтесь «ВКонтакте», френдите в ЖЖ и т. п. Смотрите на конкурента глазами обычных пользователей — среди них ведь и ваша ЦА!
Рассылки по e-mail, SMS, по обычной почте. См. выше.
Скидки, акции, спецпредложения, купоны (в т. ч. на скидочных сайтах). Головоломка для маркетолога: с одной стороны, повторять за конкурентом нехорошо (можно подчеркнуть его первенство в глазах ЦА), с другой — раз конкурент проводит определённые акции, значит, это так или иначе выгодно, следовательно, и ваш интернет-магазин может извлечь из этого выгоду.
Работа сотрудников, общающихся с клиентами. Позвоните конкуренту по горячей линии под видом клиента, задайте обычные для покупателей вопросы, попробуйте оформить заказ по телефону, а затем его отменить. Решение проблем и процесс возврата товаров — вот реальные индикаторы сервиса. Намного больше может рассказать на собеседовании недавно уволенный сотрудник, поэтому изредка можно ещё мониторить сайты вакансий.
Бесплатная доставка и её условия. Варианты оплаты. Чем они лучше ваших? Каких клиентов привлекает конкурент условиями, которых у вас нет?
Уровень цен, их связь со скидками и стоимость доставки. Во сколько обойдется типовая покупка в этом магазине с учётом доставки? К примеру, ваш конкурент продаёт 5 книг за 1200 руб., но за доставку в регион берёт всего 100 руб. Вы продаёте те же самые книги за 1000 руб., но доставка туда же у вас — 500 руб. Вы сами купили бы эти книги там, где они обходятся дороже?
SEO. Приблизительные расходы и количество запросов, по которым сайт конкурента находится в ТОПе. Лучше оценивать это с помощью оптимизатора или хотя бы в соответствующих SEO-сервисах. Вручную вбивать все возможные ключевые запросы — чрезвычайно нудное занятие.
Расходы на контекстную рекламу. Аналогично, но уже с помощью специалиста интернет-рекламного агентства.
Можно вообще забросить интернет-магазин и до помутнения рассудка с утра до вечера следить за конкурентами, но зачем? Изучите их ДО открытия интернет-магазина, чтобы лучше определить свою нишу. Затем раз в квартал обновляйте данные по юзабилити, SEO, рекламе, вариантам оплаты и доставки. Об акциях, спецпредложениях и активности в социальных сетях конкуренты расскажут сами — уведомлениями, рассылкой и т. п., это можно анализировать по мере поступления.
И что ещё приятно: такой анализ конкурентов можно выполнить самостоятельно или с минимумом затрат (только на оплату потраченного специалистами времени).
Единственный недостаток самостоятельной работы — субъективность оценок. Намного объективнее взгляд со стороны специалистов Корпорации РБС. Мы объективно и подробно проанализируем любого вашего конкурента!