Рынок продуктового ритейла в Украине представляют как украинские компании, так и международные торговые сети. Все они по-разному привлекают покупателя – низкими ценами на ходовые товары, эксклюзивными предложениями, возможностью приобрести все и сразу или удобным месторасположением.
При этом, иностранный ритейл значительно уступает украинскому в плане распространенности своих магазинов по стране. Значительная часть их торговых площадей расположена в Киеве и других крупных городах. В то время как украинские ритейлеры наряду с расширением своих сетей в миллиониках, активно представлены и в небольших городах.
Так, французский «Ашан» с момента выхода на Украинский рынок открыл в Киеве и других 4 крупных городах всего несколько магазинов гиперформата, однако представители компании говорят о продолжении роста сети в Украине. При этом, удаленность от спальных районов эти гипермаркеты компенсируют бесплатным транспортом до ближайших массивов.
А немецкая Billa, которую можно считать «ветераном» среди зарубежных ритейлеров в Украине, представлена шире, чем «Ашан», но, по мнению экспертов, уступает последнему в ценах на продукты и ассортименте. В нашей стране Billa в основном представлена в формате супермаркета в крупных городах.
Завоевать украинский рынок продуктового ритейла пытаются и россияне. Одна из распространенных в России сетей «Перекресток» у нас представлена небольшими магазинами формата «у дома» в Киеве и двух городах Киевской области.
Такая медленная экспансия «иностранцев» в Украину абсолютно противоположна стремительному расширению украинских сетей. Очевидно, это связано в первую очередь с боязнью зарубежных компаний выходить на нестабильные рынки Восточной Европы и перманентными кризисными ситуациями, которые происходят в нашей стране.
В то же время, украинские ритейлеры, такие как «ЭКО-маркет», «АТБ», «Брусничка» и другие за последнее время открывают все больше магазинов по Украине, ориентируясь не только на Киев и другие крупные города, но и города – районные центры и поселки городского типа. При этом некоторые из них, в частности «ЭКО-маркет», успешно развивает сеть не только за счет формата «магазина у дома», и гипермаркетов (за последний год «ЭКО-маркет» открыл 2 гипермаркета в Киеве и один – в Красноармейске Донецкой области).
С уверенностью можно сказать, что в плане цен, качества обслуживания и покрытия, в Украине отечественные ритейлеры ничуть не уступают «приезжим», а даже наоборот. Однако, за каждого из продуктовых ритейлеров, потребитель всегда голосует собственным кошельком.