Российский рынок цемента существует не только за счёт импортной продукции, но и в значительной степени, за счёт собственного производства.
Большинство российских заводов производят портландцемент (ПЦ), некоторые - тампонажный и глиноземистый цемент, а белый цемент в основном импортируются из-за рубежа.
На рынке цемента производителями выступают специализированные заводы, большинство которых входят в состав разных крупных холдингов. У этих компаний есть собственная сеть фирм-посредников, занимающихся распространением продукции. В настоящее время, на рынке сбыта конечные потребители (В2С) составляют 22%, в то время как посредники (В2В) – 78%. Из-за большого числа компаний-посредников цемент доходит до конечных потребителей со значительной наценкой.
Объемы выпуска цемента за 2002-2007 гг. выросли более чем на 50%. Однако несмотря на это, спрос на данную продукцию увеличивается еще более высокими темпами. Данная ситуация привела, например, к жесточайшему дефициту цемента летом 2007 года в большинстве регионов России и простоям в работе предприятий, осуществляющих выпуск товарного бетона, строительного раствора и железобетонных изделий.
Тем не менее, в связи с высокой рентабельностью производства и востребованностью товара большинство компаний-производителей готовы вкладывать средства в собственное развитие.
Несмотря на ежегодный рост общих объемов производства стройматериалов, отдельные сегменты рынка растут с разной скоростью.
Быстрее всего рынок насыщается отделочными материалами, что происходит за счет увеличения количества предприятий среднего и малого бизнеса, которые занимаются их выпуском. Например, рынок сухих строительных смесей растет на 25% в год, а объем производства теплоизоляционных материалов и гипсокартона ежегодно увеличивается, в среднем, на 20%.
Сложнее всего приходится на рынке базовых строительных материалов (цемента, кирпича, металлопроката). Круг производителей этих материалов остается узким и новым игрокам практически невозможно выйти на этот рынок из-за больших объемов инвестиций, сырьевой базы, производственных площадок, обеспечения инженерной и транспортной инфраструктурой.
Поэтому на рынке стройматериалов периодически возникает ситуация кризиса. Так, например, в 2006 году сибирские цементные заводы произвели порядка 6,8 млн. тонн цемента, тогда как внутреннее потребление составило 7,7 млн. тонн. Объемы поставок цемента из соседних регионов не решают проблем, так как они уже ограничены собственными потребностями региона. Как следствие, решение проблемы дефицита во многом происходит за счет импортной продукции.