Ассоциация Факторинговых Компаний (АФК) в конце декабря направила в Государственную Думу и Правительство Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Этот проект предусматривает регулирование правового поля в сфере факторинга.
Рынок факторинга активно развивается в России с 2003 года, показывая динамику роста в среднем 80% в год. Его совокупный объем на конец 2007 года составлял 527,7 млрд. рублей, а доля факторинговых операций в российском ВВП возросла с 1,1% в 2006 году до 1,6% в 2007 году.
К сожалению, практика деятельности участников российского рынка факторинга демонстрирует несовершенство его законодательной базы. В настоящее время в ГК РФ отсутствует само понятие «факторинг», вместо него используется понятие «финансирование под уступку денежного требования». Это определение является более узким и не соответствует сложившимся требованиям российской и международной практики, которая рассматривает договор факторинга как особый вид финансового договора. Действующие нормы ГК не обеспечивают надлежащую защиту прав финансовых агентов, лишая их в ряде случаев возможности апеллировать к должникам, что подрывает саму суть факторинга. В связи с этим финансовые агенты несут серьёзные убытки, а недобросовестные клиенты получают свободу действий для фальсификаций с целью получения финансирования, что повышает риски криминализации этого вида бизнеса.
Недостаточно проработаны и вопросы налогообложения финансовых агентов. Факторинговые операции не включены НК РФ в список операций, не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость. Неоднозначно толкование места реализации факторинговых услуг, что приводит к необоснованному удорожанию их стоимости для клиентов – нерезидентов и значительно снижает конкурентоспособность российских финансовых агентов.
Валютное законодательство не содержит положений, разрешающих проведение валютных операций между резидентами РФ и уполномоченными банками при осуществлении международных факторинговых операций. По действующему валютному законодательству резиденты – экспортеры фактически не могут осуществлять уступку резидентам - финансовым агентам денежных требований, вытекающих из поставки товаров нерезидентам – импортерам.
Несовершенство законодательной базы значительно тормозит развитие рынка факторинга. Чтобы создать нормальные условия для деятельности российских финансовых агентов, необходимо устранить несоответствия между нормами международного права и нормами действующего российского законодательства в сфере факторинга, а также устранить пробелы и недоработки в налоговом и валютном законодательстве.
В условиях экономического кризиса необходимость решения этих правовых проблем приобретает особую актуальность. Мировой опыт показывает, что развитие конкуренции является эффективной составляющей процесса преодоления кризиса, и особая роль в нем отводится предприятиям малого и среднего бизнеса (МСБ). Их преимущества - низкий уровень зависимости от мировых финансовых рынков, способность оперативно реагировать на меняющуюся экономическую обстановку и занимать недоступные крупным предприятиям ниши – способствуют развитию конкурентной среды, росту объемов производства, снижению уровня безработицы. Однако предприятиям МСБ требуется постоянное пополнение оборотных средств, при этом отсутствие у них достаточной залоговой базы порождает сложности в использовании традиционных кредитов. Факторинг решает эту проблему, рассматривая дебиторскую задолженность как достаточное обеспечение, а потому является привлекательным инструментом кредитования МСБ.
Представленный Ассоциацией Факторинговых Компаний законопроект призван устранить существующие правовые противоречия и способствовать совершенствованию правовой базы в сфере факторинга. Принятие поправок приведет к дальнейшему развитию рынка факторинга и российской экономики в целом.