Специалисты компании Profi Online Research решили выяснить, повлиял ли финансовый кризис на тех россиян, ежемесячный доход которых составляет от 5 000 евро и выше. Что предпринимают эти люди, в целях минимизации рисков потерять свои сбережения, на чем и как экономят? Для этого методом интерактивного опроса были исследованы мнения 500 человек.
Кризис «расшевелил» тех, кому есть что терять. Лишь 10% от всех опрошенных указали, что никаких действий, направленных на сохранение своего состояния, не предприняли. Почти половина участников исследования указала, что перевели средства в иностранную валюту. Еще порядка трети открыли вклады под выгодные проценты. Однако 18% респондентов отметили, что для перестраховки переложили свои деньги в более надежный банк, имеющий поддержку со стороны государства. Из графика видно, что многие из представителей высокодоходной аудитории приобретают ценные бумаги, недвижимость и др., пока цены на них упали. К примеру, 15% купили бумаги, в то время как избавились от них лишь 9% респондентов. Приобрели недвижимость – 22%, продали – лишь 5%.
Помимо поиска способов, направленных на сохранение накоплений, обеспеченные слои населения пытаются найти пути, которые позволили бы им сократить текущие расходы. Первое, что сделала половина респондентов – отказалась от ненужных расходов. Еще 41% указали, что пытаются экономить, заменяя некоторые дорогие товары более демократичными аналогами (речь идет о коллекционном алкоголе, сигарах и т.п.). Нельзя не отметить вырисовывающегося контраста: если люди со средним и ниже среднего уровнями дохода экономят, к примеру, на кофе (заменяя натуральный растворимым), то для более высокодоходной категории граждан ограничение затрат за счет продуктов питания не представляется целесообразным. Они видят больше смысла экономить, к примеру, на услугах личных парикмахеров, стилистов, визажистов (20%), на отдыхе (15%) и расходах на домашний персонал (13%) и др. Стоит также отметить, что обеспеченные россияне, впрочем, как и все остальные, не готовы экономить на своих детях.