Когда кризис в разгаре, топ-менеджеры уподобились хирургам: замораживают и режут. Сейчас многие значительно чаще стремятся задействовать те методы планирования ассортиментной политики, «точечной» работы с основными потребителями, усиления лояльности потребителей, которые могут использоваться в пределах организации. Чтобы повышать в текущих условиях эффективность фирмы, неизбежно приходится отказываться от приносящих убытки направлений, приостанавливать проекты с длительной окупаемостью, урезать неэффективные издержки. Также экономят на исследованиях рынка.
«Непродуманное резкое сокращение расходов на маркетинг и исследования - вряд ли оптимальное решение» - говорит руководитель отдела исследований Южно-Российского исследовательского центра, Екатерина Безина. Потребность в проведении исследований в период кризиса зависит от ряда факторов. В первую очередь - от изменчивости спроса, особенностей бизнеса, товара. На нестабильном рынке результаты исследования уже через пару-тройку месяцев могут оказаться абсолютно бесполезными.
Исследования, заказываемые коммерческими компаниями, в большинстве случаев направлены на оценивание изучение рыночной ситуации и предпочтений потребителей. В условиях экономического кризиса задача каждой организации - сохранять позиции на рынке, повышать устойчивость и конкурентоспособность.
Наиболее востребованными в текущих условиях являются исследования, связанные с оценкой положения других компаний на рынке, анализом конкурирующих компаний (66%). Правильно поставленный мониторинг компаний-конкурентов позволяет оперативно узнать, какую рыночную нишу можно безболезненно занять и выявить возможные или уже существующие проблемы у компании-конкурента.
Не менее важны исследования покупателей (55%): в условиях рецессии в значительной степени важно осознавать, каковы критерии выбора поставщиков, как клиенты оценивают сильные и слабые стороны вашей фирмы и компаний-конкурентов, какие факторы влияют на поведение потребителя.
Статья подготовлена по результатам исследования «Маркетинговая активность бизнеса», реализованного Южно-Российским исследовательским центром «Фактор» совместно с группой компаний «ЛИНТЕРА» в июле-августе 2009 года.