Союз производителей галеновых лекарственных препаратов проанализировал продажи спиртосодержащих лекарственных средств с 2007 по 2009 год. Среднегодовое снижение объемов их реализации с 2007 года составило 16-17%.
В основном снижение продаж произошло из-за сокращения доли потребления в 2009 году по сравнению с 2007 годом таких наименований, как настойка зверобоя (-91%), настойка овса (- 65,5%), настойка перца стручкового (- 64%), настойка боярышника (- 79%), настойка чеснока (-75%), настойка подорожника (-38%), а также практически полного исчезновения таких наименований спиртосодержащих лекарств, как Крагэтус, Седофлор и др.
В 2006 данные лекарственные препараты году были внесены в список Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Приказ № 2005 Пр/Об от 7.09.2006 г.), как лекарственные средства, чаще всего употребляемые в качестве алкогольных суррогатов.
При этом по остальным галеновым препаратам в течение 2007-2009 годов динамика продаж была положительной: их среднегодовой рост составил 2,9%. В 2009 году в основном росла доля галеновых лекарств в группе «седативные препараты растительного происхождения»: настойка пустырника (+9,18%), настойка валерианы (+12,97%) и настойка пиона уклоняющегося (+43,82%). Также выросли продажи настоек женьшеня (+10,09%), лимонника (+109,36%).
«Стоит отметить, что в кризисном 2009 году вырос спрос на успокоительные препараты растительного происхождения, что и неудивительно, ведь это эффективные и безопасные препараты по самой доступной цене, - говорит Дмитрий Островский, президент Союза производителей галеновых лекарственных препаратов. – И хотя в общественном сознании все еще устойчив негативный стереотип об аптечных настойках, которые пользовались огромной популярностью в качестве алкогольного суррогата середине 90-х годов, сейчас можно говорить о том, что галеновые лекарства употребляют преимущественно по назначению. С 2006 - 2007 годов маргинальные слои населения перешли на «Боярышник» не лекарственный, а косметический. Они за те же деньги покупают 100-250 мл флаконы лосьонов «Боярышник», «Зверобой», «Березовые почки», «Женьшень» или жидкости для ванн «Трояр». Кроме того, все большую популярность завоевывают суррогаты под видом спиртосодержащих средств технического назначения, которые вполне законно продаются в таре намного большего объема - до 5 л, чем и пользуются многие «законопослушные» изготовители алкогольных суррогатов. Это были бы проблемы исключительно изготовителей косметики, если бы производители алкогольного суррогата не называли свою продукцию аптечными названиями – одних косметических лосьонов под названием «Боярышник» сейчас продается около 10 видов от разных производителей. К сожалению, эти «лосьоны», в которых не содержится ничего кроме спирта, путают с нормальными лекарствами, помогающими при заболевании сердечно-сосудистой системы».