Книга Г.Г. Азгальдова и Э.П. Райхмана «Экспертные методы в оценке качества товаров» была издана в 1974 году, однако поднимаемый в ней круг вопросов сегодня не менее, а скорее всего даже более актуален, чем на момент выхода книги.
Разнообразие существующих в современной России фирм, общественных организаций и органов власти разных уровней привело к появлению и функционированию огромного количества экспертных групп, теоретически должных принимать объективные решения по самым разным вопросам. Однако на практике принятые ими решения порой вызывают недоумение даже у не специалистов. Дело здесь обстоит не только в подковерных процессах, невидимых сторонним наблюдателем. Традиционные отечественные подходы к формированию и функционированию экспертных групп до сих пор страдают формализмом и отсутствием четких систем оценки, необходимых для принятия решений.
В рассматриваемой нами книге приведены действенные и комплексные рецепты по организации работы экспертных групп. Как верно замечено в первой главе книги, компьютерная оценка (с помощью ЭВМ) возможна, но только человеческий мозг (в нашем случае - мозг эксперта) способен принимать верные решения в случаях частичной неопределенности условий задачи, а подобное положение вещей характерно для многих оценочных ситуаций, а в особенности – задач, касающихся сферы научно – технического прогнозирования. Да и систему оценивания, даже в случае привлечения компьютеров для оценки, создает человека, а не машина. Компьютер способен только автоматизировать математическую часть оценки в соответствии с заложенной в него программой.
Книга разделена на четыре части. Первая часть, как и положено научному исследованию, начинается с обоснования правомерности и необходимости экспертных методов оценки. Далее в ней разбирается сущность экспертных методов оценки, а именно их классификация, разновидности, алгоритм и задачи.
Во второй части книги рассматриваются критически важные вопросы формирования экспертной группы, составной частью которого является выбор экспертов подходящих качеств и решение о количественном составе рабочей группы (количество экспертов). Авторы книги резонно замечают, что чрезмерное увеличение количества экспертов существенно повышает трудоемкость исследования, что не всегда оправдывается степенью сложности оценочной задачи, а также уменьшает эффективность коллективного обсуждения. Дело в том, что наличие большого количества экспертов, как правило, приводит к уменьшению интервала времени, которое отводится одному эксперту на каждом раунде обсуждения. Нехватка же времени заставляет экспертов делать более общие и менее детализированные заявления в процессе обсуждения.
Третья часть книги посвящена организации работы сформированной экспертной группы. Система ее работы должна включать правила взаимодействия между экспертами, а также способы и техники опроса экспертов. Вопросы же, задаваемые экспертам, должны быть снабжены шкалами оценки, то есть шкалами порядка и шкалами отношений. Обеспечением учета показателей должны заниматься не сами эксперты, а технический работник, включенный в состав экспертной группы. Часто ли сегодня нам доводится видеть соблюдение данного правила? Функционирование экспертной группы, без выполнения указанных рекомендаций, попросту не может быть эффективным, так как работа экспертов в этом случае выходит из конструктивного течения и становится произвольной.
Четвертая часть книги детально раскрывает методологию количественной оценки качества. Этим как раз и занимается созданная Г.Г. Азгальдовым наука квалиметрия. Все приведенные в книге практические рекомендации обоснованы специальными математическими формулами, которые не позволяют усомниться в объективности и беспристрастности данного исследования.